Главная      Пресса      СМИ о программе      Когда наука в ущерб образованию
Пресс-релизы
СМИ о программе
События

Когда наука в ущерб образованию

С 2009 года по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»  финансирование получили 1320 научно-образовательных центров (сокращенно - НОЦ). Многие из этих структур были созданы специально для участия в программе. Скоро ФЦП "Кадры" заканчивается. Как будут дальше существовать НОЦы? Ответить на этот вопрос пытались участники круглого стола "Научно-образовательные центры как эффективный инструмент модернизации образовательного процесса в системе ВПО", прошедшего в пятницу, 20 апреля, в здании Минобрнауки России, в Брюсовом переулке.

Научно-образовательные центры создавались в соответствии с совершенно разными представлениями о том, что такое НОЦ и зачем он нужен. Поэтому под этой аббревиатурой кроются очень разные по масштабу образования: от будущих структурных подразделений факультетов до небольших научных коллективов.

НОЦы с точки зрения министерства

Свое видение проблем и перспектив НОЦов изложил Геннадий Шепелев, директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России. Большая часть НОЦов была создана в 2008-2009 годах, то есть специально для получения контрактов по ФЦП "Кадры". Поначалу образовательная составляющая в большей части заявок просто отсутствовала, потом она появилась - формально, без каких-либо подробностей. Было понятно, что организация образовательных курсов и программ откладывается на конец участия в программе. При этом НОЦы могут стать ключевым элементом и программы "Кадры", и системы образования в целом, если они будут выполнять существенные для образования задачи. Так, основная задача вузовской системы - подготовка кадров, причем не только для научных учреждений и вузов, как это отражено в названии самой программы, но и для промышленности. Представители последней часто жалуются на то, что вузы готовят не тех и не так, и эти жалобы нельзя не учитывать.

По мнению Геннадия Шепелева, большая часть представителей НОЦов не может ответить на вопрос: для кого они готовят кадры, в то время как это именно их обязанность - подумать о том, где выпускники найдут работу.

Без знания потребностей производства нельзя определить, чему учить в НОЦах, какие навыки давать студентам и, наконец, какую науку развивать. Сейчас эти вопросы большинством вузов решаются в зависимости от имеющихся специалистов. А уж кому и зачем нужно то направление, которым они занимаются, - не учитывается. В результате НОЦы и вузовская наука вообще ориентированы на формальные достижения: получение дипломов, наград на выставках.

Сколько специалистов требуются в науке и образовании? Дальнейшая судьба НОЦов во многом зависит от ответа на этот вопрос. По оценкам Геннадия Шепелева, науке требуются 7,5-10 тысяч человек ежегодно, образованию - 15-20 тысяч. Если поделить их на количество существующих сейчас НОЦов, считая, что в науку пойдут только их выпускники, получится 10-15 человек с каждого НОЦа. В реальности же - еще меньше. Плюс к тому, планируя развитие НОЦов, нужно распределить этих специалистов по отраслям. Ведут эти выкладки к тому, что количество НОЦов будет сокращаться.

НОЦы с точки зрения их руководителей

Выступавшие на круглом столе представители НОЦов обладают разным видением целей и путей развития научно-образовательных центров. И значительная их часть представляет не те НОЦы, что были созданы специально под программу "Кадры". Так, в Тамбовском государственном техническом университете НОЦ появился в 2006 году, в Центре "Биоинженерия" РАН этой проблемой начали заниматься в 2004 году, НОЦ Института биоорганической химии РАН был создан еще в 1982 году.

Борис Кузнецов, заместитель директора Центра "Биоинженерия" РАН по научной работе, рассказывает, зачем в Центре создавали НОЦ и куда идут его выпускники

Также не все из этих НОЦов получают финансирование в рамках ФЦП "Кадры", например НОЦ по нанотехнологиям МГУ не участвует в этой программе.

Проректор МГУ и директор НОЦ по нанотехнологиям МГУ академик Алексей Хохлов проблемой современного образования назвал его неприспособленность к подготовке междисциплинарных специалистов, которые требуются современной науке. А основной проблемой НОЦов - излишний уклон в научную работу в ущерб образовательной. По мнению Алексея Хохлова, необходимо организационное и финансовое стимулирование междисциплинарных образовательных программ.

С 2012 года часть мероприятий по ФЦП "Кадры" переведена на систему бюджетного финансирования в форме грантов. Академик Хохлов высказал свои предложения по тому, как должно быть организовано их получение, чтобы ученые перестали жаловаться на горы бумаг, которые им приходится заполнять.

Олег Шешуков, руководитель научно-исследовательского центра, заведующий лабораторией пирометаллургии черных металлов Института металлургии Уральского отделения РАН, полагает, что НОЦы могли бы стать заменой магистратуры в плане подготовки специалистов для промышленных предприятий, но, если НОЦ замкнут только на вуз, как это сделано в МГУ, - это провал. В организации НОЦов, по его мнению, должны участвовать потенциальные работодатели.

Анна Деревнина, помощник министра образования и науки РФ, не согласилась с предыдущими ораторами. Она считает, что НОЦ не должен походить на кафедру или факультет, а должен быть проектной структурой. Главное в такой структуре - коллектив, который собирается для решения конкретной научно-образовательной задачи, и интерес этого коллектива - подготовка кадров в первую очередь для себя: своего института или своей кафедры.

По всей видимости, последняя точка зрения на цели НОЦов не будет востребована в их дальнейшем развитии, которое пойдет по пути институализации и расширения образовательных задач.

 Олег Шешуков: Если вуз замкнут только на себя - это провал Анна Деревнина: НОЦы должны отвечать задаче воспроизводства научных кадров для кафедр и факультетов институтов Алексей Хохлов: Научной работе в НОЦах уделяется непропорционально много внимания Александр Гордеев: Формат научных исследований под аббревиатурой "НОЦ" закончился, и дальнейшее их существование предполагает институализацию Геннадий Шепелев: НОЦы могут стать ключевым элементом системы образования, если будут выполнять необходимые ей задачи.

Источник: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=46467




КОНЦЕПЦИЯ  |  Программа  |  Документы  |  Конкурсы  |  Гранты-Конкурсы  |  Гранты-Победители  |  FAQ  |  Пресс-центр  |  Контакты  |  Карта сайта